?

Log in

No account? Create an account
Апрель 2014   01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

ДЛЯ КОГО И ПОЧЕМУ ТРУДЯТСЯ ПИСАТЕЛИ

Posted on 2012.10.18 at 22:44

ПРЕАМБУЛА. С внедрением интернета в нашем народе обнаружилась невероятная тяга к сочинительству. На сайтах "Проза", "Поэзия" и других того же свойства отметились сотни тысяч авторов - несомненно, их число уже больше миллиона. Сам я регулярно получаю рассказы и романы начинающих писателей, которые либо просят совета, либо хотят, чтобы я "протолкнул" их творения в печать. Оговорюсь сразу: у меня нет таких возможностей. Иногда я об этом жалею, так как некоторые тексты интересны и вполне достойны опубликования. К сожалению, серьезная проза издателями не востребована.

Но в этих заметках я хочу коснуться другой проблемы - той, что обозначена в заглавии. Эти два момента - для кого и почему мы пишем - относятся к психология литературного творчества, и я рассматриваю их в своем пособии для начинающих писателей (пока не опубликованном).

Должен заметить, что массовая тяга к сочинительству меня отнюдь не радует. В России около ста миллионов взрослых, и я бы понял, если бы писали сто-двести тысяч. Но пишет гораздо больше людей, более одного процента населения! Если же проанализировать ЧТО пишут, то мы заметим явную ноту социального протеста. Многие из способных связать пару слов уходят в свои вымышленные миры, где царит справедливость, где добро всегда побеждает зло, где бандитам, коррупционерам, неправедным чиновникам и жадным богачам воздается по заслугам, где люди честные и благородные не являются угнетенными изгоями. Авторы, пишущие об этом, явно отчаялись найти справедливость в нашей российской реальности... Смотрите, как их много! Тревожный признак, не так ли?

 ДЛЯ КОГО МЫ ПИШЕМ. Существует несколько ответов на этот вопрос, и самый из них простой таков: мы пишем для читателя. Казалось бы, для кого же еще? Читатель - потребитель писательского труда, без читателя нет писателя. Вторая ситуация: мы пишем по заказу, который выдан каким-то лицом - например, политиком или звездой шоу-бизнеса, которые желают снискать литературные лавры. Третья ситуация – снова заказ, но на сей раз от издателя. Издатель полагает, что уловил интерес публики к определенной теме, и говорит нам: народу нынче нравится про вампиров, напиши-ка что-нибудь в этом духе. Если книга успешна, издатель горд - ведь он правильно "уловил тенденцию"! Если книга, как говорится, "не пошла", виновником считается автор – тему ему подсказали хлебную, а написал он плохо. В любом случае издатель прав.

Все эти мнения - ложные. Запомните, настоящий сочинитель творит только для себя, а любые попытки написать что-то для публики или на заказ, написать то, что не прилегло к сердцу, являются халтурой. Наиболее яркий пример подобного "творчества для себя" - личный дневник, но любое сочинение романиста в той или иной степени содержит элементы дневника, несет отпечаток личности автора. Писатели - разные люди, каждый со своим особым мироощушением, характером, темпераментом; их ум, их чувства, их оригинальность и талант отражаются в произведениях, оказывая эмоциональное воздействие на читателей. Не на всех, а на определенную группу, которую можно назвать читательской аудиторией данного писателя. Смею утверждать, что члены этой группы в чем-то похожи на авторов, которых они предпочитают. Одних волнуют проблемы будущего, и они ищут ответы в книгах Лема, Хайнлайна и Стругацких, интересы других склоняются к детективу, сентиментальному роману или к более серьезной литературе, к трагедиям Кафки и Солженицына. Если аудитория писателя включает десятки тысяч и его произведения живут и переиздаются десять-двадцать лет, то это уже успех, хотя и сравнительно скромный. Но бывает так, что романист затронул некие общечеловеческие проблемы и сделал это столь талантливо, с такой силой, что его творения живут веками, а аудитория исчисляется сотнями миллионов. Тогда мы говорим о великом писателе, о гиганте - таком, как Уэллс, Гоголь, Марк Твен, Сервантес, Достоевский. Все они, разумеется, писали для себя, но публика оценила их труды по самому высокому разряду.

 ПОЧЕМУ МЫ ПИШЕМ - наш второй вопрос. Здесь тоже имеется спектр различных ответов: кто-то честолюбив и желает прославиться (хотя бы в сетевой литературе), кто-то надеется заработать, сотворив бестселлер, кем-то руководит обида из-за случившихся несправедливостей и жизненных неудач, кому-то просто кажется, что писательство – легкое занятие и вполне ему подходит. Все это не те случаи, чтобы сказать: истина лежит посередине. Истина совсем в другом месте, в мире мечты.

Мы все мечтаем. Юная девушка мечтает о том, как сложилась бы ее судьба, превратись она в неотразимую красавицу. Молодой человек представляет себя в роли непобедимого и благородного бойца, защитника слабых и обиженных. Мужчина постарше размышляет о том, что бы он сделал, кого бы облагодетельствовал, кому бы отомстил, став, например, миллиардером-олигархом. Одинокая женщина за тридцать мечтает о семье, детях и хорошем муже. Ученый мечтает о великих открытиях, политик - о кресле президента, офицер - о генеральских погонах, парикмахер – о том, чтобы сделаться наимоднейшим стилистом. Типичные предметы мечты - успех, слава, богатство, власть, красота, здоровье, те вещи, которых обычному человеку недостает. Но писатель - не обычный человек: он, во-первых, обладает могучим воображением, а во-вторых, его мечты простираются намного дальше президенткого кресла и генеральских погон. Подумайте, кто в нашем мире выше всех? Выше королей и президентов, богачей и генералов, победительных героев и очаровательных красавиц? Кто правит всем сущим, знает все наши помыслы, судит, награждает и карает? Ответ очевиден: Господь Бог. Вот на место такого божества, демиурга, творца Земли и Вселенной, писатель и претендует. Разница лишь в том, что он творит воображаемые миры, но в них он полный господин: травинка не колыхнется, птичка не чирикнет без его воли. Сотворение миров и есть то, что я называю "игрой в демиурга". В жанрах фантастики и фэнтези миры часто создаются полностью, начиная с природных условий, флоры и фауны, и кончая населящими их существами, иногда весьма причудливыми. Автор придумывает внешний вид, физиологию, обычаи своих созданий, их технику, науку и искусство, историю их цивилизации, возникающие в их обществе конфликты, и на этом живописном фоне действуют герои романа - конечно, тоже плод фантазии сочинителя. В более реалистических историях мир задан - это наша Земля, ее города и веси, но и в таком случае автор может что-то изменить, даже передвинуть даты исторических событий. Что касается героев, тут он полностью всевластен: его персонажи могут являться людьми, никогда не существовавшими в реальности, могут иметь аналогов, могут быть историческими личностями, которых автор, не считаясь с мнением историков, представит так, как ему пожелалось. В этой связи вспомните романы Дюма и сэра Вальтера Скотта. Что-то похожее на истории графа Монте-Кристо и д'Артаньяна происходило в действительности, но Дюма изменил их по собственному разумению, а мудрого правителя Ришелье сделал коварным интриганом. Скотт в "Айвенго" описывает Ричарда Львиное Сердце как благороднейшего короля-рыцаря, хотя на самом деле этот владыка был честолюбив, весьма жаден, не испытывал теплых чувств к Англии и англичанам и часто действовал как обычный грабитель. Но такова мощь слова романиста: для большинства читателей Ришелье остается интриганом, а король Ричард - образцом рыцаря.

В игре в демиурга таится великий соблазн, и я полагаю, что именно это обстоятельство движет романистами. Однако поводы к такому грехопадению могут быть различными. Одним авторам попросту интересно творить воображаемые миры, что является для них безобидной игрой и развлечением, за которое к тому же платят деньги. Другие стремятся приблизить созданный ими мир к реальности, перенести в него земные страхи и боль, горе и радость, отразить в вымышленных судьбах трагедии их современников; этих авторов несомненно побуждают ответственность перед обществом и высокие понятия о роли романиста. Но есть и более житейский вариант: человек, обиженный другими людьми или властями, пишет роман, в котором герой (это обычно сам автор) мстит недругам, расправляется с мерзкими соседями по квартире, а продажных чиновников награждает сифилисом, неверными женами и детьми-преступниками. События могут принимать и более масштабный оборот, если, например, автору не нравятся американцы, которых он винит во всех российских несчастьях. Тогда появляются произведения, в которых могучая Россия во главе с государем-императором правит половиной Галактики, а в другой половине гниет ничтожный Западный мир, погружаясь в дурман наркотиков и всяческого разврата. В этом случае мотивацией становятся обида, ненависть, чувство собственной неполноценности. Но каким бы ни был непосредственный мотив, писателем по большому счету движет стремление встать на место Бога, сотворить свою Вселенную и населить ее персонажами, чья жизнь, благополучная или трагическая, зависит только от него. Хоть мысленно, писатель все же обладает властью suum cuique tribuere - воздать каждому  свое. В этом великое искушение и великая ответственность.


Comments:


blaster2009
blaster2009 at 2012-10-19 11:50 (UTC) (Ссылка)
Замечательно написано. Перепощу у себя - уж очень близко мне, много об этом думал.
kononov_varvar
kononov_varvar at 2012-10-21 05:22 (UTC) (Ссылка)
В Китае, в "союзе" тамошних писателей официально состоят около 80 000 писателей! Пишут в разы больше. Какого современного китайского писателя знает наш читатель? Никого не знаем 8( А, нет, знаю! Мо Янь! Ему вручили нобелевку по литературе в этом году. Но не читал.
kononov_varvar
kononov_varvar at 2012-10-21 06:02 (UTC) (Ссылка)
Да, кстати. Предполагаемый тираж издания нынче легко узнать: берёшь рукопись - едешь на Банную - отдаёшь Михаилу Афанасьевичу и Изпитал выдаст точную цифирь :)))
galina_vr
galina_vr at 2012-10-23 08:36 (UTC) (Ссылка)
Все верно написано и о мечте писателя, и его желании стать Демиургом. Но только мало кто из писателей признается, что он переходит в мечту из-за своей человеческой СЛАБОСТИ, в неумении повлять на реальный мир.
Previous Entry  Next Entry